Стратегия регионального сотрудничества в области развития

Language: English | Russian

С этой стратегией агентство USAID вступает в третье десятилетие сотрудничества с Центральной Азией.

В целом, в период с 1993 года по 2013 год объем безвозмездной помощи агентства USAID составил свыше 2 миллиардов долларов США, которые были распределены между Казахстаном (около 30 процентов), Кыргызской Республикой (около 30 процентов), Таджикистаном (около 10 процентов), Туркменистаном (около 5 процентов), и Узбекистаном (около 20 процентов), а также почти 5 процентов этой суммы было выделено на региональные ассигнования, не привязанные к конкретной стране региона. Изначально программы фокусировались на трех основных «переходах»: первый включал экономические преобразования для формирования рыночной экономики, второй был направлен на формирование более эффективной, открытой и демократической организации управления, и третий стимулировал рациональные подходы к социальным секторам, в частности, в области здравоохранения и образования. Двадцать лет спустя агентство USAID по-прежнему принимает активное участие в вопросах развития, связанных с экономическим ростом, эффективным управлением и усовершенствованиями в области социального сектора в странах Центральной Азии.

Анализируя деятельность агентства USAID в течение последних 20 лет, можно отметить, что она развивается в двух важнейших направлениях и в значительной степени основана на двух широких концепциях. В течение первого десятилетия, ориентировочно начиная с 1993 года и заканчивая летом 2001 года, программы развития были направлены на то, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся после развала Советской системы; при этом создавались благоприятные условия для, как считалось, прямолинейного продвижения от централизованных, ориентированных на контроль подходов, принятых в Советском Союзе, к более «западным» экономическим, политическим и социальным моделям развития. Во втором десятилетии, начиная непосредственно после трагедии 11 сентября и вплоть до конца этого года, важную, а порой и решающую роль играли события в Афганистане, по крайней мере, с точки зрения осознанной необходимости взаимодействия со странами Центральной Азии с целью поддержания стабильности, а также для того, чтобы обеспечить дополнительные воздушные и автомобильные пути к не имеющему выхода к морю Афганистану. Как заметил в то время один известный американский аналитик, это был «второй шанс1 » Центральной Азии - шанс, который в конечном итоге не был реализован - по крайней мере, не в той степени, на какую рассчитывали и возлагали ожидания вначале.

Центральноазиаткие страны, вместо того, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и экономический потенциал, и сотрудничать при решении встающих перед регионом проблем, чаще отказывались от такой организационной парадигмы; вместо этого они изыскивали способы, чтобы подчеркнуть свои особенности и выставлять на первый план свои интересы и цели; при этом каждая страна также позиционировала свою значительность и мощь. Принимая во внимание такие ощутимые противоречия, для того, чтобы осуществить воздействие на региональном уровне при реализации программ USAID необходимо соблюдать баланс между двусторонними и региональными проблемами, учитывая расходящиеся реалии отдельных стран. И действительно, большинство граждан Центральной Азии по вполне понятным причинам считают себя в первую очередь гражданами своей страны, и воспринимают концепцию региона как искусственную и оторванную от их повседневной действительности. Все программы USAID должны учитывать этот факт и использовать имеющиеся возможности для грамотного планирования регионального взаимодействия и сотрудничества.

Период, в течение которого будет реализовываться эта стратегия, 2 дает Соединенным Штатам уже третий шанс для конструктивного взаимодействия с Центральной Азией; шанс, в основе которого информация и опыт последних 20 лет, включая, вероятно, преждевременный оптимизм раннего периода и всеобъемлющие стратегические расчеты второго периода, когда значительная роль поневоле отводилась политическим проблемам, затрагивающим соседний Афганистан.

В течение последующих пяти лет агентство USAID имеет возможность выбрать более прагматичный и, возможно, более ограниченный, но достижимый подход, на этот раз, признавая многогранность этого перспективного региона, сохраняя при этом приверженность к открытому и творческому диалогу со странами данного региона. В результате сочетания программ, разработанных для конкретных стран, и региональных проектов, мы можем предложить каждой из стран региона, как сбалансированное соотношение программ, так и альтернативные возможности, дающие гораздо более широкий диапазон для выбора вариантов и перспектив в продвижении вперед, которые в иных обстоятельствах были бы доступны в момент, возможно, важнейших перемен.

С геополитической точки зрения, этот регион по- прежнему сохраняет свою важность. Центральная Азия, расположенная между Китаем на востоке и Каспийским морем на западе, также имеет протяженную границу с Россией на севере и Афганистаном и Ираном на юге. Как показали недавние события в Украине, Россия продолжает непосредственно влиять на динамику политических и экономических процессов в странах бывшего Советского Союза. Неопределенным остается направление, которое в дальнейшем примут события в Афганистане и Пакистане. С позиции США, активное взаимодействие в Центральной Азии, и, в особенности, готовность к действиям и сотрудничество, которые являются результатом хорошо спланированных и хорошо реализованных программ оказания помощи, могут дать вполне определенные перспективы, международный опыт, и способствовать повышению стабильности.

Кроме того, в этих условиях стали особенно очевидны уникальные преимущества регионального подхода агентства USAID. Даже сейчас, когда отдельные программы и мероприятия USAID, как правило, реализуются в двустороннем порядке, в условиях конкретной страны, присутствие агентства в данном регионе в нашей парадигме «одна Миссия, несколько стран» позволяет нам охватывать более широкий круг аспектов, взаимодействовать через границы с партнерами по вопросам, представляющим общий интерес, а также определять приоритеты и реализовывать региональные и двусторонние программы, которые могут дать совокупный результат. Не все задачи в области развития и промежуточные результаты, которые ставятся в рамках данной Стратегии регионального сотрудничества в области развития (СРСР) будут проводиться в жизнь в каждой стране, принимая во внимание как отличающиеся объемы финансирования, так и различные и уникальные особенности стран. Результатом этой программы, разработанной с учётом конкретных особенностей, является то, что воздействие в целом больше, чем сумма его частей. Нередко региональные и двусторонние программы неправильно воспринимались как идущие вразрез друг с другом, в то время как на самом деле двусторонние программы предоставляют необходимую основу для достижения результатов в масштабе региона.

СРСР обеспечивает стратегическое обоснование и направление деятельности агентства USAID для решения трудноразрешимых и чрезвычайно сложных проблем развития, а именно - в области торговли и рыночного хозяйства, энергетики и водных ресурсов, а также управления и социальных услуг. Кроме того, СРСР предоставляет гибкую концепцию для информированного выбора в области развития, который встанет перед агентством USAID и его партнерами в Центральной Азии в течение следующих пяти лет, все то время, пока не будет обеспечен надлежащий баланс между региональными и двусторонними проектами, необходимый для достижения результатов.

СРСР включает в себя несколько основных президентских инициатив, включая такие, как Продовольствие во имя будущего, Глобальные изменения климата, Чрезвычайный план президента США по борьбе со СПИДом (PEPFAR) и Глобальное здравоохранение. Кроме того, в мельчайших подробностях видится проект правительства США «Новый Шелковый путь» (НШП), как возобновляемая тема, так и в качестве организационного принципа. Проект «Новый Шелковый путь» направлен на улучшение связей между Центральной Азией и всеми соседними странами, расположенными южнее.

Last updated: October 13, 2017

Share This Page

Regional Development Cooperation Strategy

Language: English | Russian

With this strategy, USAID enters its third decade of engagement with Central Asia.

Total USAID grant assistance during the period 1993 to 2013 is estimated at over $2 billion, divided among Kazakhstan (about 30 percent), the Kyrgyz Republic (about 30 percent), Tajikistan (about 10 percent), Turkmenistan (about 5 percent), Uzbekistan (about 20 percent), and regional, non-country specific allocations (almost 5 percent). Initially, programs focused on three main "transitions," one involving an economic transition toward more market-based economies, a second supporting a political transition toward more effective, transparent and democratic governance, and a third promoting sustainable approaches toward the social sectors, especially in health and education. Twenty years later, USAID still remains vitally involved from a development standpoint in issues surrounding economic growth, good governance and social sector improvements in Central Asia.

In retrospect, USAID programming over the last 20 years has followed two over-arching themes and been largely based on two broad concerns. During the first decade, roughly starting in 1993 and ending in summer 2001, development programs sought to fill the vacuum left by the collapse of the Soviet empire, promoting what was thought to be a linear movement away from centralized, control-oriented Soviet approaches to more "western" economic, political and social models of development. During the second decade, starting in the immediate aftermath of 9/11 and continuing until the end of this year, events in Afghanistan played an important and at times even decisive role, at least in terms of a perceived need to engage with Central Asia to maintain stability as well as provide alternate air and road routes to land-locked Afghanistan. As one prominent American academic analyst noted at the time, this was Central Asia's "second chance " -- a chance that in the end has not materialized, at least to the extent that was initially expected or hoped.

Instead of maximizing resources and economic potential and engaging in regional approaches to regional challenges, the individual countries involved have more often rejected this organizing paradigm, looking instead at ways to emphasize their differences and advance their own perceived country-specific interests and objectives while also asserting their own individual importance and strength. Given these acute tensions, USAID programs must balance among both bilateral and regional concerns, taking into account divergent national realities, to achieve regional impact. Indeed, most citizens of Central Asia understandably view themselves first as citizens of their respective nations and perceive the regional construct as artificial and an abstraction from their day to day reality. All USAID programs must take this fact into account and use the available opportunities to intelligently build space for regional engagement and cooperation.

The period covered by this strategy now offers a third opportunity for the United States to constructively engage with Central Asia, an opportunity informed by our experiences of the past 20 years, including the perhaps premature optimism of the early period and the overarching strategic calculations of the second period, when policy concerns affecting neighboring Afghanistan necessarily played a significant role.

Over the next half decade, USAID has an opportunity to adopt a more pragmatic and possibly more modest but achievable approach, this time acknowledging the complexities of this challenging region while retaining a commitment to deal directly and creatively with them. Through a combination of country-specific and regional programs, we can offer each of the countries in the region a combination of balance as well as alternate possibilities that provide a much wider range of choices and prospective paths forward than would otherwise be available at a time of possibly momentous change.

From a geopolitical standpoint, the region remains as important as ever. Stretching from China in the east to the Caspian Sea in the west, Central Asia also shares a long border with Russia to the north and Afghanistan and Iran to the south. As recent events in Ukraine have demonstrated, Russia continues to shape the trajectory of political and economic developments in the former Soviet Union. The future direction of events in Afghanistan and Pakistan remains uncertain. From a US perspective, active engagement in Central Asia, and especially the goodwill and cooperation that result from well-designed and well-implemented assistance programs, can offer positive opportunities, bring international experience to bear, and promote greater stability.

It is also in these circumstances that the unique advantages of USAID’s regional approach become most apparent. Even as USAID’s individual programs and activities are typically implemented in a bilateral, country-specific context, our regional presence within our “one Mission, multiple locations” paradigm allows us to work within a broader perspective, communicate across borders with counterparts on shared interests, and prioritize and implement regional and bilateral programs that can have a collective impact. Not all the development objectives and intermediate results put forward in this Regional Development Cooperation Strategy (RDCS) will be implemented in each country, given differing funding allocations and various and unique country circumstances. The result of this customized program is that the impact of the whole is greater than the sum of its parts. Regional and bilateral programming have at times been misperceived as being in conflict, when, in reality, bilateral programming provides the necessary foundation for achievement of regional results. This RDCS provides the strategic rationale and focus for USAID’s response to a complex and enormously challenging set of development challenges -- namely related to trade and markets; water and energy; and governance and social services -- as well as a flexible framework to help inform development choices that USAID as well as its partners will be making in Central Asia over the next five years, all while striking the appropriate balance between regional and bilateral activities necessary to achieve results.

The RDCS incorporates several major Presidential Initiatives, including Feed the Future, Global Climate Change, PEPFAR and Global Health. In addition, the Administration’s "New Silk Road" (NSR) vision emerges in greater detail, both as a recurring theme and as an organizing principle. NSR focuses on improving connections between Central Asia and all of its neighbors further to the south.

The core goal for this RDCS for Central Asia as a whole is enhanced regional cooperation and broad-based prosperity, worked out through a set of three specific development objectives. These three Development Objectives are as follows:

DO 1: Expanded diverse and competitive trade and markets: USAID will help integrate the economies of Central Asia to be stronger and more resilient, demonstrated by significant increases in cross-border trade, including with Afghanistan and the broader South Asia region, and increased income-generating opportunities for the poor.

DO 2: Enhanced regional cooperation on shared energy and water resources: USAID will help convert the issues of water and energy to be compelling reasons for cooperation, instead of sources of conflict, resulting in more effective and equitable management of these two critical trans-boundary resources.

DO 3: More effective and inclusive governance institutions that serve the public good: USAID will support national and local government institutions of the region to be more responsive and accountable to citizens, and will support civil society to advocate for citizens’ needs, thus improving government’s ability to manage and maintain delivery of key public services in order to mitigate health threats and improve literacy.

While the Kyrgyz Republic is referred to in the RDCS in relation to some regional activities and is certainly part of the USG’s vision for the region, USAID/Kyrgyz Republic as a stand-alone Mission, presents the strategic concerns and programing imperatives of that country in a separate, stand-alone Country Development Cooperation Strategy.

Last updated: October 13, 2017

Share This Page