Объединяя Сообщества

Speeches Shim

Вторник, 26 Октябрь, 2021
Нурмамат Худайбердиев
Региональный проект USAID по водным ресурсам и окружающей среде

Малые Бассейновые Советы: Ключ к Трансграничному Водному Сотрудничеству в Центральной Азии

"Малые бассейновые советы являются одним из наиболее эффективных инструментов сотрудничества между странами в управлении и использовании трансграничных водных ресурсов", - считает Нурмамат Худайбердиев, более четырех десятилетий проработавший в водном секторе Узбекистана.

Малый бассейновый совет - это орган местного управления, состоящий из широкого круга заинтересованных сторон и отвечающий за решение водных вопросов внутри сообщества. Будучи консультантом проекта USAID "Вода, образование, сотрудничество в Центральной Азии" (Smart Waters), завершившегося в 2020 году, и секретарем Малого бассейнового совета реки Падшаата в Узбекистане, Нурмамат стал первопроходцем в применении бассейнового подхода к управлению водными ресурсами на местном уровне в Узбекистане. Данный подход рассматривает комплексно систему управления бассейном (по гидрографическому принципу), а не отдельно взятых административных единиц.

Нурмамат родился в Янгикурганском районе Наманганской области Узбекистана. С детства он был свидетелем сезонных перебоев с водой из трансграничной реки Падшаата, которая протекает через Кыргызскую Республику и Узбекистан. Свою профессиональную карьеру он начал в качестве инженера на заводе. В 1983 году, начав работать в водном секторе, он вскоре понял, что сотрудничество между местными специалистами по управлению водными ресурсами соседних стран имеет важнейшее значение для Янгикурганского района, самого маловодного района Наманганской области.

Берущая свое начало в Кыргызской Республике, река Падшаата является единственным источником воды для более чем 18 000 гектаров орошаемых земель в Янгикурганской области. Бесперебойное водоснабжение зависит от хороших отношений между соседними странами. "В прошлом мы сталкивались с проблемами недопонимания, и иногда кыргызская сторона прекращала подачу воды. Однако больше такого уже нет", - говорит Нурмамат. 

Ситуация изменилась в 2017 году, когда USAID поддержал создание малых бассейновых советов на узбекской и кыргызской сторонах реки Падшаата. Нурмамат был избран секретарем Малого бассейнового совета узбекской части реки Падшаата. Он принимал участие в различных тренингах и поездках по обмену опытом с кыргызскими коллегами, а также помог организовать первый "День реки Падшаата" - праздник, посвященный сотрудничеству и дружбе.

"Создание Малых бассейновых советов позволило нам начать диалог друг с другом и решать проблемы в сотрудничестве с кыргызскими коллегами. Сейчас мы сотрудничаем по вопросам улучшения ирригационной инфраструктуры и для решения других вопросов. Мы много раз видели положительный эффект от работы наших Малых бассейновых советов, особенно в периоды маловодья. Например, в сентябре-октябре, когда прекращается орошение на кыргызской стороне, они передают воду нам для орошения. Мы стали друзьями", - говорит Нурмамат.

Общины продолжают работать вместе над решением общих проблем. Хотя многое уже достигнуто, Нурмамат говорит, что еще есть к чему стремиться. Он мечтает, чтобы Малые бассейновые советы стали более устойчивыми. "Я думаю, нам нужно учиться друг у друга, обмениваясь опытом с бассейновыми советами других стран. Это поможет нам внести устойчивый вклад в улучшение управления водными ресурсами в регионе". 

Укрепление потенциала и обеспечение устойчивости малых бассейновых советов в настоящее время продолжается в рамках Регионального проекта USAID по водным ресурсам и окружающей среде. Недавно USAID завершило оценку по определению возможностей укрепления потенциала Малых бассейновых советов. Нурмамат, а также 19 членов Малого бассейнового совета реки Падшаата приняли активное участие в оценке.

В скором времени Региональный проект USAID по водным ресурсам и окружующей среде начнет готовиться к проведению форума бассейновых организаций. Форум послужит платформой для обсуждения опыта работы малых бассейновых советов в регионе, установления связей между более крупными бассейновыми советами и другими органами управления водными ресурсами, а также будет содействовать привлечению частного сектора к работе бассейновых советов. 

"Малые бассейновые советы - это будущее управления водными ресурсами", - говорит Нурмамат. Благодаря совместным усилиям USAID, правительств, других доноров, частного сектора и граждан их будущее крепнет с каждым днем".

Last updated: August 26, 2022

Share This Page

Bringing Communities Together

Speeches Shim

Tuesday, October 26, 2021
Nurmamat Khudayberdiev featured above

Small Basin Councils: Key to Transboundary Water Cooperation in Central Asia

Small Basin Councils are one of the most effective tools for cooperation between countries in managing and using transboundary water resources,” believes Nurmamat Khudayberdiev, who has spent more than four decades working in Uzbekistan’s water sector. 

A Small Basin Council is a local governance body, made up of a wide range of stakeholders, responsible for resolving water related issues with the community. As a consultant for the USAID Smart Waters activity that ended in 2020, and Secretary of the Padshaata Small Basin Council in Uzbekistan, Nurmamat pioneered the implementation of the basin approach for local-level water resources management. This approach considers the entirety of a watershed management system rather than focusing on independent administrative sub-regions.

Nurmamat was born in the Yangikurgan district, Namangan region of Uzbekistan. Since childhood, he witnessed seasonal water supply shortages from the transboundary Padshaata River that runs through the Kyrgyz Republic and Uzbekistan. He began his professional career as a factory engineer. In 1983, he started working in the water sector and soon realized that cooperation between local water management specialists among neighboring countries is essential for the Yangikurgan district, the most water-short district in the Namangan region.

Originating in the Kyrgyz Republic, the Padshaata River is the only water source for more than 18,000 hectares of irrigated land in the Yangikurgan region. A continuous water supply depends on good relations between neighboring countries. “In the past, we faced issues of misunderstanding and sometimes the water supply was cut off by the Kyrgyz side. However, it is not the case anymore,” says Nurmamat.

The situation changed when, in 2017, USAID supported the creation of Small Basin Councils on both Uzbek and Kyrgyz sides of the Padshaata River. Nurmamat was elected the Secretary of the Padshaata Small Basin Council on the Uzbek side. He participated in numerous training and exchange visits and, in cooperation with his Kyrgyz counterparts, helped to organize the first “Padshaata River Day,” a celebration to highlight water cooperation and friendship across the river.

“The creation of Small Basin Councils enabled us to start talking to each other and solve problems in cooperation with our Kyrgyz colleagues. We now collaborate to improve the irrigation infrastructure and other issues. We have seen the effect of our Small Basin Councils many times, especially during periods of low waterflow. For example, in September-October, when irrigation on the Kyrgyz side stops, we receive water for irrigation on the Uzbek side with the help of our Kyrgyz counterparts. We have become friends,” says Nurmamat. 

The communities continue to work together to address shared challenges. Although much has been accomplished, Nurmamat says there is more work to be done. He dreams of the Small Basin Councils becoming more sustainable. “I think we need to learn from each other and exchange experience with the basin councils of other countries. This will help us to make sustainable contributions to the region’s improved water resource management.” 

Strengthening capacity and ensuring the sustainability of Small Basin Councils now continues under the USAID Regional Water and Vulnerable Environment activity. USAID recently completed an assessment to identify opportunities to strengthen the organizational capacity of Small Basin Councils. Nurmamat, along with 19 members of his Padshaata Small Basin Council, actively participated in the assessment.

The USAID Regional Water and Vulnerable Environment activity will soon start convening a forum of basin organizations. The forum will serve as a platform to discuss Small Basin Council experiences across the region, link larger basin councils and other water governance bodies, and promote private sector engagement.

“Small Basin Councils are the future of water management,” concludes Nurmamat. With the combined efforts of USAID, governments, other donors, the private sector, and citizens, their future is growing stronger by the day.

Last updated: November 18, 2021

Share This Page