Открывая новые возможности для женщин в ИТ

Speeches Shim

Понедельник, 1 Февраль, 2021
Саша Стерник и ее команда
Tumaris.Tech

Создание возможностей для женщин в сфере высоких технологий в Узбекистане

Работая в области информационных технологий (ИТ), Саша Стерник столкнулась с тем, что в этой сфере совсем мало женщин. Когда она переехала из Москвы в Ташкент, чтобы возглавить команду по внешним проектам и инвестициям в IT PARK Uzbekistan, она была разочарована - но не удивлена - очень низким уровнем участия женщин в деятельности ИТ-Парк по программе инкубации и акселерации.

"Знаете, почему это грустно?" - размышляет она. "Потому что это означает, что у молодых девушек не будет примеров для подражания". Они даже не будут знать, что этот карьерный путь существует для них". Саша решила, что что-то должно измениться сегодня, чтобы завтра можно было обеспечить более равное представительство мужчин и женщин в этой области. Проект Tumaris.Tech родился, с двумя основными целями - расширение прав и возможностей женщин в Узбекистане и кардинальное улучшение инвестиционного климата в стране.

"Проект Tumaris.Tech был задуман ровно год назад – сначала как концепция, конечно. Это пришло ко мне, когда я размышляла над проблемой гендерного неравенства с точки зрения стартап-экосистемы в Узбекистане", - вспоминает Саша. Источники дают разные цифры, но предполагается, что женщины составляют менее 15 процентов студентов в ИТ-университетах страны - и еще меньший процент продолжает работать в этой области".

Саша говорит, что изменение этой статистики требует изменения культуры. "Как мы можем изменить представление о том, что женщины "менее способны, чем мужчины, к STEM" (наука, технология, инженерия или математика) или что роль разработчика - "место не для женщины"? Только продемонстрировав людям, что они ошибаются, привлекая больше женщин в STEM и обеспечивая их успех". Она знает, что многие женщины могут испытывать страх перед областями STEM - не из-за своих навыков или потенциала, а из страха, что они знают меньше, чем их сверстники, и над ними могут смеяться.

Когда Саша узнала, что USAID принимает заявки на гранты, она поняла, что это ее шанс, возможность открыть новые возможности для женщин в сфере ИТ. Ее команде было успешно предоставлено финансирование, но вскоре она поняла, что еще многое предстоит сделать для просвещения людей по вопросам финансирования стартапов в целях создания устойчивой экосистемы. "Мы отчаянно нуждаемся в успешных примерах для создания ролевых моделей. И в большинстве случаев, чтобы создать эти успешные примеры, мы должны убедиться, что у учредителя есть средства для финансирования". К сожалению, по статистике, женщины реже собирают раунд [финансирования], в то время как они более успешны в управлении деньгами и обеспечивают лучший возврат инвестиций [окупаемость инвестиций], чем мужчины", - объясняет Саша.

К последнему раунду грантового конкурса концепция Tumaris.Tech расширилась до трех компонентов: образовательные курсы, программа инкубации и акселерации, школа бизнес-ангелов. Программы инкубации и акселерации стартовали в сентябре 2020 года, привлекая женщин со всей страны к практическим ИТ-проектам; возраст участников варьировался от 15 до 51 года. "Это вдохновляло", - говорит она. "Я хотела, чтобы эти женщины поверили в себя, увидели, что у них все получится".

Проект быстро получил международное признание, став финалистом премии Глобальной сети WomenTech Global Network Award 2020 в номинации "Программа года в области повышения квалификации и переподготовки кадров".

"Это было одновременно и волнительно, и страшно. Мы были первыми из Центрально-Азиатского региона, мы были очень молоды (по сравнению с другими проектами), у нас не было большого опыта. Но в то же время, когда мы объявили о регистрации на наши образовательные курсы, за первые 24 часа мы получили более 1000 заявок. Это был абсолютный рекорд для ИТ-парка. И это еще больше убедило нас в том, что мы делаем что-то очень правильное".

В итоге проект был удостоен бронзовой медали WomenTech.  "Для компании — это небольшой шаг вперед, но для достижения цели — это гигантский прорыв. И мы будем продолжать работать", - обещает Саша. "Не ради потенциальных наград, а из-за многочисленных отзывов, которые мы получаем. Они показывает, что мы меняем жизнь. К лучшему".

Last updated: January 18, 2022

Share This Page

Opening Doors for Women in IT

Speeches Shim

Monday, February 1, 2021
Sasha Sternik and her team members
Tumaris.Tech

Creating Opportunities for Women in Tech in Uzbekistan

Working in information technology (IT), Sasha Sternik is often one of the few women in the room. When she moved to Uzbekistan from Moscow to lead the External Projects and Investments team at IT PARK Uzbekistan, she was disappointed - but not entirely surprised - to see very low participation from women in IT PARK’s incubation and acceleration activities. “You know why it is sad?” she reflects. “Because that means that young girls will not have role models to look up to. They won’t even know that this career path exists for them.” Sasha decided something must change today to ensure more equal representation in the field tomorrow. The Tumaris.Tech project was born, with two primary aims - to support women’s empowerment in Uzbekistan and to drastically improve the investment climate in the country.

“The Tumaris.Tech project was conceived exactly a year ago – as a concept, of course. It came to me when I reflected on the issue of gender inequality from the perspective of the startup ecosystem in Uzbekistan,” Sasha recalls. While sources differ on the exact numbers, it is estimated that women comprise fewer than 15 percent of students in the country’s IT universities – with an even smaller percentage who go on to work in the field.

Sasha says that changing these statistics requires a culture shift. “How would we change the perception that women are ‘less capable than men in STEM’ (science, technology, engineering, or math) or that a developer role is ‘no place for a woman’? Only by showing people that they are wrong by getting more women in STEM and ensuring they succeed.” She knows that many women may feel intimidated by STEM fields – not because of their skills or potential, but out of fear that they know less than their peers and might be made fun of.

When Sasha heard that USAID was accepting grant applications, she knew this was her chance to advance new opportunities for women in IT. Her team was successfully awarded funding, but soon realized that there was even more work to be done to educate people on financing startups to create a sustainable ecosystem. “We desperately want some successful examples to create role models. And in most cases, to create these successful examples, we need to make sure that founders have financing. Unfortunately, statistically, women are less likely to raise a round [of funding], while they are more successful in managing the money and deliver better ROI [return on investment] than men,” Sasha explains.

By the last round of the grant competition, the Tumaris.Tech concept had expanded to three components: educational courses, an incubation and acceleration program, and a school of business angels. The incubation and acceleration programs were launched in September 2020, engaging women from across the country in practical IT projects; participants ranged from 15 to 51 years of age. “Truth to be told, that was extremely inspiring,” she says. “I wanted these women to believe in themselves, to see that they can do it.”

The project quickly received recognition for its early impact with a nomination for the WomenTech Global Network Award 2020 as Upskill & Reskill Program of the Year.

“It was both exciting and scary. We were the first ones from the Central Asian region, we were very young (in comparison with other projects), we were not that big. But at the same time, when we announced our educational courses’ registration, we got more than 1,000 applications in the first 24 hours. That was an absolute record for IT Park. And it validated the idea that we are doing something right.”

Ultimately, the project was awarded the WomenTech’s bronze medal. “While it might be one small step for the company, it is one giant leap for the cause. We did something right, and we will continue to do it,” Sasha promises. “And we won’t be doing it for all the potential awards, but rather for all the feedback we are getting, because it shows that we are changing lives.”

Last updated: April 08, 2021

Share This Page