Гарантийные фонды протянули руку помощи малому бизнесу

Министр экномики Кожошев (слева) считает, что гарантийные фонды - это хороший стимул для предпринимателей.
Министр экномики Кожошев (слева) считает, что гарантийные фонды - это хороший стимул для предпринимателей.
Министрество экономики КР
Бизнес получил доступ к кредитам без залога
«Открытие гарантийного фонда является хорошим стимулом для предпринимателей и дает толчок развитию малого и среднего бизнеса»

Февраль 2017 года – В Кыргызской Республике почти 50% потенциальных заемщиков не могут получить кредиты потому, что не могут предоставить необходимый залог. В основном, это небольшой бизнес, который не имеет достаточно активов (залога), но потенциала для роста хоть отбавляй – были бы деньги.

Залайка Нааматова уже больше шести лет печет и продает хлеб в Кара-Балте. Решив расширить свой бизнес, она обратилась за деньгами в банк и попала в такую же ситуацию, – не хватало залоговых средств.

«В этом бизнесе мне всегда не хватает денег. Поэтому я решила обратиться в банк. Но выяснилось что ставки были высокие и они требовали залог”, - говорит Залайка Нааматова.

В 2011 году Кыргызская Республика ввела новый финансовый инструмент - гарантийные фонды, чтобы помочь таким предпринимателям, как Нааматова, получить доступ к финансированию за счет кредитных гарантий, выдаваемых гарантийными фондами. Гарантийные фонды выдают кредитные гарантии предпринимателям, не имеющим достаточно залоговых средств. USAID помог внедрить этот новый финансовый инструмент для владельцев малого и среднего бизнеса, тем самым вдохнув в них новую жизнь и дав новую надежду малому бизнесу.

По данным Ассоциации гарантийных фондов, начиная с 2011 года, гарантийные фонды выдали более 400 гарантий, которые принесли доход в размере 8,7 миллионов долларов США (600 млн сомов) и создали 342 новых рабочих мест.

«Открытие гарантийного фонда является хорошим стимулом для предпринимателей и дает толчок развитию малого и среднего бизнеса» - отметил Министр экономики Кыргызской Республики Арзыбек Кожошев.

Убедившись, что новый финансовый инструмент успешно интегрирован в экономику страны, USAID продолжил оказывать поддержку. В рамках Программы USAID по совместному управлению, направленной на содействие сотрудничеству между государственными и неправительственными организациями, USAID работал с Ассоциацией гарантийных фондов над совершенствованием нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность гарантийных фондов с целью расширения доступа к кредитам для малого и среднего бизнеса.

На протяжении всего 2016 года Ассоциация совместно с государственными органами, депутатами парламента и финансовыми экспертами разрабатывали и продвигали поправки в закон о гарантийных фондах. Осенью 2016 года поправки к закону были приняты Парламентом и одобрены Президентом. Помимо остальных новшеств, в новом законе был увеличен порог доли частного капитала в гарантийных фондах и размер кредита, который может покрываться из средств гарантийного фонда. Ассоциация считает, что это поможет открыть по всей стране новые гарантийные фонды и расширить возможности для бизнеса.  

Поправки к закону были рассмотрены Парламентом, а Правительство Кыргызской Республики отметило вклад гарантийных фондов в экономику, учредив акционерное общество «Гарантийный фонд». Более 1 млн долларов США в капитал этого фонда внесло Правительство КР, а еще три 3 млн долларов выделил Азиатский банк развития. В настоящее время акционерное общество ищет дополнительные источники финансирования для расширения своей деятельности в целях дальнейшего развития бизнеса в Кыргызстане.

Залайка Нааматова была среди первых предпринимателей, воспользовавшихся услугами гарантийных фондов. Получить деньги на развитие бизнеса ей помог гарантийный фонд «Кара-Балта» – один из шести фондов, открытых по всей стране. 

«Я увеличила объемы производства хлеба, чтобы поставлять его в школы и детские сады нашего города, а также реализую через сеть розничных магазинов. Кроме того, я наняла на работу двух женщин и плачу больше налогов, которые идут на формирование местного бюджета», – с гордостью говорит Залайка. 

 

ССЫЛКИ

Программа USAID по совместному управлению

Следите за нами на @USAIDKG, on Facebook, on YouTube

Last updated: October 31, 2018

Share This Page

Kyrgyz Businesses Need Money to Grow, Guarantees Make It Happen

Minister of Economy says that guarantee funds provide incentives for businesses to grow
Kyrgyz Minister of Economy Arzybek Kozhoshev, left, and head of the Association of Guarantee Funds Malik Abakirov believe the funds will provide good incentives for small businesses to grow.
Ministry of Economy, Kyrgyz Republic
Lacking collateral, entrepreneurs can still secure loans
“Establishment of a guarantee fund is a good incentive for entrepreneurs and impetus to the development of small and medium businesses.”

February 2017—In the Kyrgyz Republic, almost 50 percent of potential borrowers cannot get loans from banks because they do not have enough collateral. Often, these are small businesses that have good potential for growth but do not have the assets necessary to secure additional financial resources.

Zalayka Naamatova has been baking and selling bread in Kara-Balta for six years. When she decided to expand her business and turned to banks, she faced that very problem—not enough collateral.

“In baking business, I’m always short of money. That’s why I decided to get a loan. When I went to banks, it turned out that interests were high and they asked for a collateral,” says Naamatova.

In 2011, the Kyrgyz Republic introduced a new financial instrument—the guarantee fund, which was designed to help entrepreneurs like Naamatova gain access to financial resources by providing guarantees on loans. A guarantee fund issues credit guarantees for businesses that do not have sufficient collateral. USAID helped to introduce this financial instrument to create new opportunities for those small and medium businesses.

According to the Association of Guarantee Funds, since 2011, guarantee funds have issued over 400 guarantees, which have helped to generate $8.7 million (600 million Kyrgyzstani soms) in revenue and create 342 new jobs.

“Establishment of a guarantee fund is a good incentive for entrepreneurs and impetus to the development of small and medium businesses,” says Arzybek Kozhoshev, Kyrgyz minister of the economy.

Having seen the successful integration of the financial instrument into the country’s economy, USAID continued to support the mechanism. Under its Collaborative Governance Program, which seeks to improve the level of collaboration between government and non-government organizations, USAID has been working with the Association of Guarantee Funds to improve the legal framework for guarantee funds. The association initiated changes to the law on guarantee funds to provide access to loans for even more small and medium businesses.

Throughout 2016, the association worked with the government, members of Parliament, and financial experts to develop changes to the current law and advocated for their adoption. In fall 2016, the amendments to the law were adopted by Parliament and approved by the president. The changes included increased thresholds for private share in guarantee funds and the amount of credit that is secured by guarantees. The association expects these changes to help mainstream the financial instrument and create more guarantee funds throughout the country.

As the amendments to the law were being processed by Parliament, the Government of the Kyrgyz Republic recognized the contribution of guarantee funds to the economy and established a national guarantee fund as a joint stock company. With over $1 million in capital coming from the government, another $3 million was matched by the Asian Development Bank. The joint stock company Guarantee Funds is looking for new sources of funding to expand their benefits to Kyrgyz businesses even further.

Naamatova was one of the pioneer entrepreneurs who used the services of guarantee funds. The Kara Balta guarantee fund, one of the original six funds organized throughout the country, helped her get the loan she required to grow her business.

It is with a sense of pride that Naamatova says, “I have increased the production of bread to supply city schools and kindergartens, and to sell through the retail network. In addition, I also hired two women and increased tax payments to the local budget.”

USAID’s Collaborative Governance Program runs from 2013 to 2018.

LINKS

Follow @USAIDKG, on Facebook, on YouTube

Last updated: February 22, 2017

Share This Page