Обеспечение бесперебойного доступа к безопасным лекарствам в Казахстане

Speeches Shim

Вторник, 14 Сентябрь, 2021
Надежда Архипова со своими коллегами
Надежда Архипова

Путь национальной лаборатории к соответствию стандартам ВОЗ

«Здоровое население является ключом к процветанию и благополучию нации. Наша цель как специалистов здравоохранения - служить своей стране», - говорит Надежда Архипова, координатор Карагандинской лаборатории по контролю качества лекарственных средств при Отделении Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий в Карагандинской области. С большой преданностью и увлечением она относится к улучшению всех производственных процессов, обеспечивающих контроль качества лекарственных средств производимых в Казахстане и обеспечения согражданам доступа к надежным и безопасным лекарствам.

В детстве, Надежда не могла и представить, что будет работать в фармацевтической лаборатории. После окончания Карагандинского университета в 2001 году по специальности «химия», она начала работать  в Карагандинской лаборатории, которая занимается контролем качества лекарственных средств.

В 2019 году,  Карагандинская лаборатория, при поддержке программы USAID по Продвижению качества лекарственных средств плюс, прошла  преквалификацию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Преквалификация ВОЗ - это международно признанная система обеспечения качества, подтверждающая способность лаборатории надежно оценивать качество лекарственных средств.

В глобальном масштабе туберкулез (ТБ) представляет собой угрозу общественному здоровью, от которого ежегодно умирает больше людей, чем от любого другого инфекционного заболевания. Казахстан является страной с высоким бременем туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ), что представляет собой серьезную  проблему для общественного здравоохранения, поскольку люди, инфицированные МЛУ-ТБ, нуждаются в длительных курсах лечения. Лекарственно-устойчивый ТБ возникает, когда бактерии ТБ устойчивы к основному лечению ТБ препаратами первой линии. Это может произойти, когда пациенты прерывают курс лечения ТБ. Низкое качество лекарственных препаратов является одним из факторов в результате которого пациенты прерывают лечение, потому что принимаемые лекарства недостаточно эффективны.  По этой причине, для национального правительства крайне важно обеспечить поставку надежных, эффективных лекарственных препаратов гарантированного качества для эффективного лечения туберкулеза.

Чтобы обеспечить доступность качественных, надежных и безопасных лекарственных препаратов для больных туберкулезом в Казахстане, лаборатория Караганды подала заявку на предварительную квалификацию ВОЗ. «В то время мы были сильно обеспокоены, так как не были уверены и не знали, как пройти через весь этот достаточно сложный процесс», - вспоминает Надежда. При содействии консультантов USAID, лаборатория Караганды прошла оценку качества.

Надежда с большой теплотой вспоминает тот энтузиазм, который объединил консультантов USAID и сотрудников Карагандинской лаборатории. Вместе они посетили и проверили лабораторию, оценили процессы лаборатории, включая лабораторные исследования, методики, так же результаты испытаний, осмотрели лабораторное оборудование. «Данный процесс явился результатом совместных усилий по разработке плана корректирующих действий в соответствии со стандартами ВОЗ. За эти три дня я многому научилась и рекомендации, которые мы получили, стали преобразующими и изменили ситуацию».

Оценка позволила Карагандинской лаборатории и USAID составить план корректирующих действий для ВОЗ и реализовать рекомендации по оценке, которые положительно повлияли на эффективность работы по оценке качества лекарственных средств. USAID продолжал оказывать техническую помощь Карагандинской лаборатории в продвижении к преквалификации ВОЗ путем пересмотра руководства по качеству и стандартных операционных процедур для реализации и соблюдения рекомендаций оценки. В настоящее время лаборатория работает по актуализированным документированным процедурам системы менеджмента и оснащена современным лабораторным оборудованием.

В 2019 году Карагандинская лаборатория прошла долгожданный аудит ВОЗ и успешно прошла преквалификацию ВОЗ. Надежда с гордостью вспоминает знаменательную веху: «В 2020 году Карагандинская лаборатория стала первой лабораторией в Центральной Азии получившей преквалификацию ВОЗ».

Сегодня, Карагандинская лаборатория сертифицирована на национальном и международном уровнях для тестирования лекарственных средств, которые используют для лечения заболеваний, в том числе считающихся опасными для жизни, таких как туберкулез, ВИЧ/СПИД и малярия. «Благодаря нашей безупречной репутации, сейчас к нашей лаборатории обращаются международные фармацевтические компании для проведения тестирования на качество лекарственных средств», - отмечает Надежда.

Успех усилил приверженность правительства и лаборатории по поддержанию достигнутого статуса преквалификации ВОЗ для обеспечения постоянного  использования услуг лаборатории для уверенного мониторинга качества закупаемых лекарственных средств.

Размышляя о прогрессе, достигнутом лабораторией за последние пять лет при поддержке USAID, Надежда заявляет: «Мы работаем для народа Казахстана и для укрепления нашей системы здравоохранения. Наша цель - обеспечить сограждан первоклассными лекарственными средствами доступными  в местных аптеках. Хотя я очень рада, что мы прошли предварительную квалификацию ВОЗ, это только начало долгого пути. Нам предстоит еще многое сделать в области обеспечения качества лекарственных средств. Мы не перестанем стремиться к тому, чтобы предоставлять лекарства отвечающие международным стандартам качества для нашей страны и региона в целом».

Last updated: September 24, 2021

Share This Page

Ensuring Kazakhstan’s Uninterrupted Access to Safe Medicines

Speeches Shim

Tuesday, September 14, 2021
Nadezhda Arhipova with her colleagues outside the Karaganda Lab
Nadezhda Arhipova

A National Lab’s Journey to Meeting WHO Standards

“A healthy population is key to a nation’s prosperity and wellbeing. As health specialists, our goal is to serve our country,” says Nadezhda Arhipova, Head of the Karaganda’s Medicines Quality Control Laboratory within an affiliate of the National Center of Expertise of Medicines and Medical Devices in Karaganda oblast. She is passionate about ensuring medicines produced in Kazakhstan are of a high quality so that fellow citizens have access to reliable and safe drugs. 

As a child, Nadezhda never imagined working in a pharmaceutical laboratory. After graduating from Karaganda University in 2001 with a degree in chemistry, she joined the Karaganda laboratory that manages the nation’s pharmaceuticals quality control. 

In 2019, twenty years into her career, the Karaganda laboratory, with support from the USAID Promoting the Quality of Medicines Plus activity, was prequalified by the World Health Organization (WHO). WHO prequalification is an internationally recognized quality assurance system that confirms a laboratory’s ability to reliably assess the quality of medicines.

Globally tuberculosis (TB) is a public health threat that kills more people every year than any other infectious disease. Kazakhstan is a high multi-drug resistant TB (MDR-TB) burden country which is a difficult public health issue as the people infected with MDR-TB require prolonged courses of treatment. Drug-resistant TB occurs when TB bacteria is resistant to the main first-line TB treatment. This can occur when patients interrupt their TB treatment regimen. Poor quality of drugs is one factor for patients to interrupt their treatment because their medication is not as effective as it should be. For this reason, it is critical for the national government to have a supply of reliable, effective, quality-assured drugs to treat TB effectively. 

To ensure high quality, reliable and safe medicines are available to TB patients in Kazakhstan, the Karaganda laboratory applied for WHO prequalification. “At that time, we were concerned since we weren’t sure how to undertake the process,” recalls Nadezhda. With assistance from USAID advisors, the Karaganda laboratory underwent a quality assessment. 

Nadezhda fondly recalls the enthusiasm that united the USAID advisors and Karaganda laboratory staff. Together, they walked through the facility, looked at lab protocols, and inspected lab equipment. “The process was a collaborative effort to develop a plan to meet with WHO standards. During those three days, I learned a lot and the advice we received was transformative.”

The assessment allowed Karaganda lab and USAID to draft a plan for the WHO application and to implement the assessment recommendations that positively impacted the operational efficiency to assess medicine quality. USAID continued technical assistance to the Karaganda lab to move towards WHO prequalification by revising quality manual and standard operation procedures to implement and remain compliant with the assessment recommendations. Today, the lab operates with updated methods and utilizes modern equipment.  

In 2019, the Karaganda lab underwent a long-awaited WHO audit and successfully received WHO prequalification. Nadezhda proudly recalls the significant milestone, “In 2020, the Karaganda laboratory was the first WHO prequalified laboratory in Central Asia.” 

Today, the Karaganda laboratory is nationally and internationally certified to test drugs which treat diseases including those considered  life-threatening such as TB, HIV/AIDS, and malaria. “Due to our excellent reputation, our laboratory is now being contacted by international pharmaceutical companies to conduct quality assurance testing,” notes Nadezhda. 

The success has increased the government and lab’s commitment to sustain the achieved WHO prequalification status to ensure continued use of lab services to confidently monitor the quality of procured medicines.

Reflecting on the progress the laboratory has made over the past seven years with USAID assistance Nadezhda states, “We work for the people of Kazakhstan and towards strengthening our health systems. Our goal is to provide fellow citizens with first-rate drugs available at local pharmacies. While I am thrilled that we achieved WHO prequalification, it is just the beginning of a long journey ahead. We have a lot more to achieve in the quality assurance of medicines. We will not stop striving to provide international standard quality drugs for our nation and the region.” 

Last updated: September 21, 2021

Share This Page