Программа «Совершенствование правовой среды»

Программа «Совершенствование правовой среды», финансируемая USAID, способствует созданию благоприятной правовой среды для гражданского общества в Центральной Азии с целью поддержки более динамичной и устойчивой культуры демократии в регионе.

Сильное гражданское общество является необходимой предпосылкой для национальной стабильности и процветания граждан. Законы и позаконные акты, облегчающие и защищающие функционирование организаций гражданского общества (ОГО), необходимы для построения сильного гражданского общества. Программа «Совершенствование правовой среды» является важным ресурсом для проведения реформ и усилий по защите прав ОГО. Программа строит долгосрочные отношения с ключевыми заинтересованными сторонами и удовлетворяет их потребности путем предоставления уникального международного опыта по законодательству в отношении ОГО. Это шестилетняя программа реализуется Международным центром некоммерческого права в Казахстане, Кыргызской Республике, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане (2014–2020 гг).

Наша Работа

Программа «Совершенствование правовой среды» работает с партнерами в регионе Центральной Азии из гражданского общества, правительств и международного сообщества, оказывая поддержку в их усилиях по совершенствованию правовой базы, затрагивающей гражданское общество, благотворительность и общественное участие. Программа предоставляет помощь по просьбе местных партнеров посредством предоставления сравнительной информации о законодательстве, разработки правового анализа и рекомендаций, организации учебных курсов, а также поддержки адвокационных кампаний ОГО, направленных на продвижение положительных законодательных реформ и противодействие ограничениям. Программа «Совершенствование правовой среды» также способствует более широкому пониманию общественностью роли гражданского общества в демократии и важности местного участия во всех процессах принятия решений, касающихся правовых реформ и общественного участия.

Наше Воздействие

С 2014 года программа «Совершенствование правовой среды» оказала местным партнерам помощь в принятии 19 законопроектов и нормативных правовых актов, способствующих развитию благоприятной среды для ОГО, а также помогла в предотвращении принятия более 12 ограничительных законодательных инициатив. Кроме того, в рамках программы было проведено более 7200 консультаций и проведено более 100 оценок внутреннего организационного соответствия субъектам гражданского общества, что помогло им защитить свои законные права и улучшить юридические знания. Программа «Совершенствование правовой среды» распространила более 130 000 материалов, включая тексты законопроектов, подзаконных актов, анализов, сравнительных обзоров и других материалов, в целях улучшения правовых знаний местных партнеров и усиления их участия в правовых реформах. Более 400 юристов, специализирующихся на оказании помощи ОГО, получили профессиональную поддержку от программы, что позволило повысить качество помощи для ОГО. В рамках программы «Совершенствование правовой среды» была проведена работа с сотрудниками и преподавателями университетов по всему региону Центральной Азии с целью поддержки преподавания курсов по некоммерческому праву.

Программа «Совершенствование правовой среды» оказала следующую прямую поддержку местным партнерам:

  • Противодействие принятию четырех ограничительных инициатив в Кыргызской Республике, включая проект закона об «иностранных агентах», который мог ограничить доступ ОГО к иностранному финансированию.
  • Упрощение требований к отчетности в базу данных ОГО в Казахстане, тем самым уменьшая административную нагрузку и способствуя устойчивому развитию ОГО.
  • Создание и совершенствование новых правовых механизмов государственной поддержки ОГО, таких как механизм присуждения государственных грантов и премий, способствующих устойчивому развитию ОГО в Казахстане.
  • Создание и поддержка внедрения нового механизма «общественных советов» в Казахстане, который усиливает гражданский контроль над государственными бюджетами и участие в принятии государственных решений.
  • Повышение прозрачности деятельности правительства и улучшение доступа к информации путем принятия Закона о доступе к информации в Казахстане.
  • Содействие взаимодействию ОГО и правительств стран Центральной Азии по вопросам предотвращения финансирования терроризма в секторе ОГО, что привело к разработке типовой методологии оценки рисков в Кыргызской Республике, которая соответствует лучшим мировым практикам и позволяет избежать необоснованных ограничений для гражданского общества.
  • Замена обременительной процедуры законопроекта по регистрации иностранных грантов на простую процедуру уведомления в Таджикистане.
  • Организация учебно-ознакомительного визита в г. Вашингтон, округ Колумбия, для 20 представителей ОГО, законодательных органов и правительств с целью изучения механизмов сотрудничества между ОГО и правительством и подотчетности ОГО в США, что привело к улучшению диалога между ОГО и правительством и сотрудничества в области правовых реформ.

Last updated: May 14, 2020

Share This Page

Enhanced Enabling Environment Program

The USAID-funded Enhanced Enabling Environment program promotes an enabling legal framework for civil society in Central Asia to support a more vibrant and sustainable democratic culture in the region.

A strong civil society is a pre-requisite to national stability and citizens’ prosperity. Laws and regulations facilitating and protecting the functioning of civil society organizations (CSOs) are essential to building a strong civil society. The Enhanced Enabling Environment program is an important resource for enabling reforms and efforts to protect the rights of CSOs. The program builds long-term relationships with key stakeholders and addresses their direct needs by sharing unique global expertise in CSO-related legislation. This is a six-year program implemented by the International Center for Not-for-Profit Law in Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, Tajikistan, Turkmenistan, and Uzbekistan (2014-2020).  

Our Work

The Enhanced Enabling Environment program works with partners in the Central Asia region from civil society, governments, and the international community in their efforts to improve the legal framework affecting civil society, philanthropy, and public participation. The program provides assistance at the request of local partners, through sharing comparative law information, developing legal analysis and recommendations, providing training courses, and supporting CSOs’ advocacy for positive legislative reforms and against restrictions. Through its assistance, the Enhanced Enabling Environment program also promotes broader public understanding of the role of civil society in democracy and the importance of local ownership in all decision making related to law reforms and public participation.

Our Impact

Since 2014, the Enhanced Enabling Environment program assisted local partners with the adoption of 19 laws and regulations that improve the CSO enabling environment, while helping to prevent the adoption of over 12 restrictive initiatives. In addition, the program rendered over 7,200 consultations and provided over 100 internal compliance assessments to civil society actors, helping them defend their legal rights and improve legal knowledge. The Enhanced Enabling Environment program distributed over 130,000 materials, including copies of laws, regulations, analyses, comparative reviews, and other materials that strengthen local partners’ legal knowledge and promote their engagement in law reforms. Over 400 lawyers specializing in assistance to CSOs received professional support from the program, improving the quality of assistance to CSOs. The Enhanced Enabling Environment program has worked with universities and professors throughout the Central Asia region to support teaching CSO law courses.

The Enhanced Enabling Environment program directly supported local partners with:

  • Promoting the adoption of four restrictive initiatives in the Kyrgyz Republic, including a draft law on “foreign agents” that would have restricted CSOs’ access to foreign funding.  
  • Simplifying reporting requirements to Kazakhstan’s CSO database, thereby reducing CSOs’ administrative burdens and strengthening sustainability.
  • Establishing and improving new legal mechanisms of state support to CSOs, such as a state grant and award mechanism, contributing to improved CSO sustainability in Kazakhstan.
  • Establishing and supporting implementation of a new “public councils” mechanism in Kazakhstan, which enhances citizen oversight of state budgets and participation in state decision making.
  • Improving government transparency and access to information through the adoption of the Law on Access to Information in Kazakhstan.
  • Promoting civil society’s engagement with Central Asian governments in preventing terrorist financing abuse of the CSO sector, leading to the development of a model risk assessment methodology in the Kyrgyz Republic that complies with global best practices and avoids undue restrictions on civil society.
  • Replacing a draft law’s burdensome procedure for registering foreign grants with a simple notification procedure in Tajikistan.
  • Organizing a study visit to Washington, D.C. for 20 representatives of CSOs, legislative bodies, and governments to research U.S. mechanisms for CSO-government cooperation and CSO accountability, resulting in improved CSO-government dialogue and cooperation on law reforms.

Last updated: April 27, 2020

Share This Page